Известный юрист Жанна Уразбахова приехала в Атырау для участия в рассмотрении апелляционной жалобы по делу блогера Рано Ныгметовой, приговоренной к шести годам лишения свободы, передает Zontnews.kz.
Перед заседанием суда адвокат посетила свою подзащитную в следственном изоляторе.
— Приехали ее навестить в изолятор, я была шокирована условиями содержания. Это просто готовая локация для съемок фильмов о войне, о репрессиях 37 года, пока я стояла в грязном коридоре с полуразрушенными стенами, где лестница просто осыпается, я думала, сейчас выйдет какой-то НКВДщник и заберет нас на расстрел. Читала много книг и посмотрела десятки документальных фильмов про Освенцим и Биркенау, вот поверье, условия там были лучше, чем в следственном изоляторе Атырау. Я была во многих учреждениях Казахстана, и в Актобе, Кызылорде, области но ничего хуже чем тут, и представить невозможно!, — написала Уразбахова в соцсети.
Юрист рассказала, что по дороге к подзащитной проходила мимо помещения, которое напоминало свалку.
— Эта свалка — прямо в центре изолятора. Мусор вываливался из окон. Разноцветные пакеты со зловониями. Здание было завалено мусором от пола до потолка».
Уразбахова также сравнила условия содержания в СИЗО с европейскими тюрьмами, увиденными в документальных фильмах.
— Недавно посмотрела новый фильм Дудя — он посетил исправительное учреждение в Германии, где содержат людей, совершивших насильственные, тяжкие преступления против личности. Беседовал с психологом. Показали камеру лица, совершившего тяжкое преступление — и там условия лучше, чем в роддоме, где я рожала. Психолог поясняет: чтобы человек действительно исправился и социализировался, к нему важно относиться гуманно!
Адвокат подчеркивает: цель наказания — не месть, а реабилитация осужденных.
— Основной целью наказания, помимо восстановления социальной справедливости, является исправление осужденных! О каком исправлении осужденных можно говорить, если, зайдя в изолятор, возникает желание тут же повеситься.
Также юрист обратила внимание на саму практику содержания людей под стражей до суда:
— Хочу напомнить, что наша правоохранительная система построена таким образом, что на стадии следствия берут под арест людей, чья вина еще не доказана! В основном — по статьям, не связанным с насилием. У меня из клиентов сидят: 4 предпринимателя, один ученый и две девушки по подозрению в мошенничестве. Их подозревают в преступлениях, не связанных с насилием. Сидят год! Полгода! Зачем их вообще брать под стражу? Чтобы потом содержать в таких условиях? Как им защищаться, находясь в изоляции?,- заявила Уразбахова, призвав МВД Казахстана срочно модернизировать атырауский изолятор.