Аида Ахметова на своей странице в Instagram резко раскритиковала пышные тои, назвав их «парадом бедности по-казахски» и символом показухи вместо развития науки, культуры и образования, передаёт Zontnews.kz.
Когда казах не добился ничего в мире – его не знают, не признают, не уважают, он не конкурентен ни в науке, ни в культуре, ни в экономике – он ищет признания хотя бы среди своих. И это признание покупает показухой и пустыми понтами.
Сегодня проведение тоев в Казахстане перестало быть традицией – это целая индустрия бессмысленной роскоши. Организаторы устраивают цирк: заезжают в зал на джипах, лошадях, верблюдах; появляются в образе фараона, которого несут на плечах «рабы». Всё это средневековье на новый лад. Столы ломятся от хаотичного набора несочетаемых блюд – лишь бы выглядело «дорого-богато». А простые люди, насмотревшись на этот балаган, бегут в банки, берут неподъёмные кредиты, чтобы переплюнуть соседей и друзей.
Так рождается казахская аксиома: чем беднее казах, тем больше он хочет казаться крутым. Чем голоднее – тем богаче его стол на тоях. Голодные собственные дети, зато сытые гости. Гештальт бедности закрыт: человек чувствует иллюзорное удовлетворение, что он «не беден». Пышный той превращается в компенсацию старых травм, дефицита и голода. Столы ломятся, гостей много, и главное – все увидели их «успех».
А теперь сравните: в цивилизованных странах любое семейное торжество проходит скромно, со вкусом, по-человечески. Там нет ярмарки тщеславия. А у нас? В нищем обществе с нищим мышлением устраиваются пышные тои, будто это решает все проблемы. Когда нет науки, нет идей и знаний, головы забиты лошадьми и верблюдами в ресторане. Вопрос: зачем қазақтарға всё это? Кому и что они хотят доказать? Можно ли уважать народ, который вместо образования и труда вкладывается в пыльные понты? Этот цирк – зеркало нашей отсталости и комплекса неполноценности.