Орынбор против Степанакерта: политолог о конфликте Баку и Москвы

В конце июля дипломатические отношения между Азербайджаном и Россией оказались под давлением из-за, казалось бы, формального вопроса: использования географического названия, передает Zontnews.kz.

Агентство ТАСС в новости о сносе памятника Айвазовскому в Карабахе назвало город Степанакертом, проигнорировав официальное азербайджанское название Ханкенди. В Баку такой шаг расценили как неуважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана.

После протеста азербайджанского МИДа ТАСС несколько раз редактировало заголовок, но недовольство в Баку это не сняло. Государственное агентство АЗЕРТАДЖ сделало заявление, предупредив, что в случае повторения подобных инцидентов в Азербайджане начнут использовать названия российских городов: Орынбор (Оренбург), Кенниксберг (Калининград), Едиль (Волга).

Политолог Куат Домбай считает, что эта реакция Азербайджана — не случайность, а часть более масштабной тенденции.

— Что касается ответной меры азербайджанских СМИ — использования исторических названий мест и городов в России (Едиль, Орынбор, Кенниксберг) в ответ на нежелание ТАСС признавать только азербайджанское название города Ханкенди (Степанакерт), стоит отметить, что эта реакция является прямым ответом на пропагандистские игры Кремля с «историзмами», которые начались в контексте противостояния с Украиной. Эти игры отражают политику двойных стандартов и однобокую трактовку исторических событий со стороны Москвы.

Эксперт отмечает, что подход Москвы к трактовке истории стал проблемой не только в контексте украинского конфликта, но и во взаимодействии с другими странами постсоветского пространства. Попытка «монополизировать» историю вызывает обратную волну — восстановление альтернативных исторических нарративов, особенно там, где Россия ранее выступала как метрополия.

— Без учета взаимных интересов в отношениях с бывшими советскими странами, подобные действия Кремля открыли ящик Пандоры для восстановления исторической памяти, касающейся исконных тюркских и других культурных (японских, немецких) названий географических мест и городов на территории современной России.

По словам Домбая, попытки Кремля якобы разграничивать официальную и неофициальную позиции по таким вопросам, тем не менее, де-факто создают процесс восстановления исторической памяти бывших колонизированных народов Российской империи.  

— И этот процесс, особенно в контексте противостояния Москвы с Киевом и продолжения политики фактического диктата в отношении стран бывшего СССР, будет лишь усиливать процесс восстановления исторической памяти, — заявил политолог.

Таким образом, спор о названии города в заголовке агентства ТАСС стал поводом для более широкого разговора — о памяти, истории, равноправии и старых имперских ранах. И, судя по реакции Баку, азербайджанская сторона не собирается молчаливо принимать трактовки, навязываемые извне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *